Мнения экспертов о разделении сметной и контрактной цены разделились

28.05.2019 в 14:49

Экспертное сообщество обсуждает, стоит ли разделять сметную и контрактную цену строительства. Выигравший конкурс или аукцион подрядчик может отклониться от сметной стоимости проекта и сэкономить, однако за это ему грозят санкции и штрафы, об этом на совещании заявил заместитель главы Минстроя Дмитрий Волков.

Такую ситуацию, по мнению руководителя Минстроя, следует изменить. Ведомство планирует внести соответствующие изменения в федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в Градостроительный кодекс.

«Там по-другому это должно быть устроено, более укрупненным образом, – объяснил заместитель министра. – Допустим, необходимо рассчитать, сколько будет стоить выкопать котлован. Для этого в смету закладывается конкретная технология, которая предполагает, например, использование экскаватора с ковшом объемом 0,5 кубометра. Исходя из этого, можно подсчитать, сколько времени потребуется на рытье котлована определенного объема и во что это обойдется бюджету».

По словам чиновника, эта величина будет сметной стоимостью котлована, ее можно положить в основу определения начальной максимальной цены контракта. Однако в процессе работы заказчик может изменить решение, из-за этого возникает множество проблем правоприменения.

«Формальная сторона вопроса с помощью применительных расценок соблюдена, – поясняет президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин. – Сметы проходят экспертизу, выходят на процедуру государственных закупок, попадают в государственные контракты, по ним закрываются акты выполненных работ. А потом приходят ребята в погонах и говорят: «Вы тут в актах, которые сделаны на основании смет, что-то такое понаписали, что не вяжется с тем, что мы видим в натуре». Естественно, это рассматривается правоохранительными органами как грубейшее нарушение. В этом и состоит проблема».

Специалисты горячо поддержали Минстрой в вопросе изменения подхода к этой проблеме. Правда, предлагаются разные варианты ее решения. Так, Горячкин предлагает не изменять методы работ при исполнении контракта, а обновить государственные сметные нормативы. Сейчас, по его мнению, практически все современные конструктивно-технологические решения, машины и материалы вступают в противоречие с существующими нормативами. Эксперт поясняет, что начиная с 2014 года, система технического регулирования в России сделала колоссальный шаг вперед, а вот сметные нормативы отстали от этого процесса.

Алексей Скопкарев, представитель компании «АСПЕКТ-СЕТИ» из Кирова, согласен с тем, что разработка новых сметных расценок необходима.

«Посудите сами: мы получаем заключение о достоверности сметной стоимости, но это отнюдь не цена строительства, – заявил Скопкарев. – Цена строительства определяется на торгах, и, как правило, она адекватная – ведь объекты вводятся в эксплуатацию чаще, чем не вводятся. Получается, что государственное ценообразование – это сплошь укрупнения и усреднения, которые в результате ведут к неточному результату».

Эксперт предлагает уточнять предмет контракта в части материалов и оборудования. Среднерегиональная цена не годится для расчета и «убивает» поставщиков из регионов.

Идею о разграничении контрактной и сметной стоимости поддерживают не все. Так, Владимир Малахов, вице-президент Национальной палаты инженеров, считает, что  сметная стоимость – это результат проектирования. Когда проект прошел стадию экспертизы, то стоимость становится контрактной, после этого ее менять нельзя.

«Другое дело, – говорит Малахов, – если речь идет об этапе оценки проекта и целесообразности инвестиций. На этой стадии еще нет никаких смет, а есть только сводные укрупненные расценки по аналогам и их техническим характеристикам».

В этом случае, по его словам, все просто: госзаказчик должен нанять экспертов по оценке целесообразности инвестиций, а уже они на базе ресурсных расценок текущего дня перерасчета рисков смогут оценить стоимость объекта. После этого, по мнению специалиста, можно выносить проект на конкурс, однако проблема в том, что российское ценообразование все еще не очень рыночное, вот почему лучше решать проблему в рамках существующих законов.

РосПроект