Проекты бюджетных объектов с 2019 года будут проверять еще лучше

23.02.2018 в 23:34

Министерство строительства по поручению Правительства России подготовило изменения в законодательство, согласно которым с 2019 года проекты с государственным участием будут проходить обязательный публичный технологический и ценовой аудит (ТЦА) обоснования инвестиций. Об этом сообщил заместитель главы ведомства Хамит Мавлияров.

Аудит будет проходить до начала строительства и срок его проведения не должен превышать 32 рабочих дня. Для проведения аудита застройщику потребуется подготовить проект задания на проектирование, а также выполнить предварительный расчёт предельной стоимости строительства и обосновать его. Все указанные застройщиком данные, включая сведения об инженерном оборудовании, данные об организации будущего строительства, меры по пожарной безопасности и даже данные по соблюдению требований энергетической эффективности зданий, будут оцениваться на предмет их экономической эффективности и соответствия современному уровню развития техники и технологий.

Результатом этой проверки станут экспертная оценка и выводы по оптимизации предложенных решений, включая выбор технологического оборудования, строительных и отделочных материалов, сокращение сроков и стоимости строительства в целом и отдельных его этапов. Только после прохождения ТЦА будет приниматься решение о целесообразности строительства. Публичность аудита будет заключаться в создании нового интернет-портала, где будут выкладываться все данные по проверяемым объектам строительства.

При этом не уточняется кто будет заниматься данным аудитом. Ляжет ли эта обязанность на госстройэкспертизу или какое-то другое ведомство? В прошлом году экспертиза с трудом перешла на электронный документооборот и даже сейчас, по прошествии года, этот механизм всё еще часто дает сбои. В случае дополнительной нагрузки на госэкспертизу в виде краткосрочных аудитов есть все шансы увеличения сроков и данных проверок, и проверок текущей проектной документации.

Не совсем понятен принцип расчёта предельной стоимости строительства без какой-либо проектно-сметной документации. В таком случае законами должны быть предусмотрены методики, по которым застройщик будет считать стоимость. Иначе всё сведётся к «расчетам на коленке» и обоснование таких расчётов также будет вызывать сложность.

Есть еще один интересный вопрос, связанный именно с процедурой выбора администрациями городов застройщиков. Как мы знаем, застройщики в бюджетном строительстве определяются в результате проведения конкурса. При этом сумма конкурса после утверждения застройщика меняться не должна, так как бюджеты формируются не чаще раза в год. И теперь представим, что победивший застройщик получает от аудиторов рекомендации по замене строительных материалов, например, или основного технического оборудования, причём изменения увеличивают стоимость строительства. Кто в таком случае будет покрывать издержки? Ответов пока нет.

РосПроект