Западный «суперасфальт» зафиксируют в российском ГОСТе

Российские дороги начинают познавать новый западный «суперасфальт». Подразумевается, что он идеально подходит для сурового российского климата. Тысячу километров трассы «Таврида» планируют уложить таким асфальтом. Готовится ГОСТ, который должен зафиксировать нормы и методики новой технологии. Новое покрытие хорошо зарекомендовало себя в США и ЕС, однако насколько оно полезно для России?

Специалисты утверждают, что использование новых асфальтобетонных смесей позволит дорогам жить вдвое дольше. Если сейчас покрытие разрушается уже через 5 лет, до «суперасфальт» прослужит все 10-12 лет. Конечно, все гладко бывает только на бумаге. Новое покрытие существенно дороже обычного. Поэтому такую роскошь могут себе позволить только федеральные трассы.

Сейчас аналогичный асфальт во всю применяют в Соединенных Штатах. Однако российские эксперты призывают не спешить с его внедрением в российские реалии. Должны пройти годы, чтобы новые бетонные смеси доказали свою надежность и эффективность в отечественных природных условиях.

В Росавтодоре по поводу «суперасфальта» заявляют:

«Экономия будет достигаться за счет повторного использования материалов и снижения трат на логистику. Межремонтные сроки для дорог, построенных с применением технологии «суперасфальта», увеличатся с 4–5 лет до 12, а капитальный ремонт будет проводиться раз в 24 года – вдвое реже, чем сейчас».

Сегодня по заказу Федерального дорожного агентства ведется разработка ГОСТа для «суперасфальта». Теоретически новые смеси можно подобрать так, чтобы они соответствовали условиям каждого отдельного российского региона.  Новинка основана на так называемых «методах высокотехнологичного проектирования Superpave». Сегодня они уже применяются в Европейском союзе и Соединенных Штатах. Для эффективности асфальта важно выбрать его вяжущую компоненту. Это основная часть, которая и делает новое покрытие дороги более долговечным. Для этого состав необходимо тестировать в лабораторных условиях.

Нынешняя российская методика, отмеченная в ГОСТ 9128, не описывает всю эту сложную процедуру выбора вяжущего компонента для «суперасфальта», вот почему необходим новый ГОСТ.

При этом новый асфальт уже прошел 3-летнее тестирование на трассах России, и технологию его изготовления уже можно помещать в национальные стандарты. Так, новое покрытие использовалось для укладки автодорог в Московской области и Северо-Западном федеральном округе на участках трасс А-114 Вологда–Тихвин, М-5 «Урал», А-108 Московское большое кольцо – всего уложено более 550 километров.

Андрей Волков, представитель компании-подрядчика«ВАД», пояснил, почему западный асфальт так хорош:

«Для производства асфальтобетона Superpave используются только узкие фракции щебня, что обеспечивает высокую стабильность зернового состава и минимальные отклонения от лабораторного рецепта».

В Крыму состав Superpave был использован для укладки более 8 километров дорог на подходе к Крымскому мосту. Также «суперасфальт» применялся для укладки 190 километров дорог трассы «Таврида». Последнюю начали эксплуатировать в конце прошлого года.

Всего с помощью технологии «суперасфальта» планируется уложить 1 тысячу километров дорог.

Тем не менее, не все видят большие перспективы новой технологии. Кирилл Иванов, глава объединения «Дормост», пояснил, что для России новый «суперасфальт» будет слишком дорогим:

«Если средняя цена асфальта в России составляла в прошлом году около 4–5 тыс. рублей за тонну, то наиболее качественный асфальт стоил порядка 8–9 тыс. рублей. Поэтому решение о том, какие технологии использовать и по какой цене, будет принимать заказчик строительства. При игре вдолгую такой подход вполне может оправдаться, поскольку позволит экономить на эксплуатационных расходах. А для муниципальных дорог «суперасфальт» вряд ли подойдет – будет невозможно обосновать высокие расходы».

В свою очередь Юрий Васильев, Завкафедрой дорожно-строительных материалов МАДИ, заявил:

«Многие мои коллеги утверждают, что Superpave – панацея от российского бездорожья, позволит обеспечивать нормативные сроки службы асфальтобетонного покрытия. Но у меня полной уверенности в этом нет. Территория США располагается южнее широты города Сочи. Отсюда вопрос: в какой степени эта методология применима к нашим дорогам? Внедрять ее без соответствующей адаптации не следует».

Васильев утверждает, что пока рано вообще говорить о пользе «суперасфальта». Что для американцев хорошо, то для русских может оказаться бесполезной тратой денег. К тому же, как отмечает эксперт, для укладки нового «суперасфальта» потребуется закупать импортное оборудование для испытания битума и бетона, и вся программа «импортозамещения» в строительстве прикажет долго жить.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
comments powered by HyperComments